Заключение договора в обязательном порядке

Случаи обязательного заключения договора.

Статья 445 ГК РФ.

Особенности заключения договора в обязательном порядке.

Можно ли заставить другую сторону подписать жизненно важный договор

Заключение договора в обязательном порядке

В районе был построен мясокомбинат. Форма собственности – смешанная, так как 20 % средств вложило государство, проявившее заботу о развитии региона.

Мясокомбинат в прошлом договаривался с фермерами большого района по поводу закупки скота. Однако в районе начал функционировать крупный агропромышленный комплекс, который поглотил многие КФХ. Скот в натуре перешел от должников-фермеров, необдуманно набравших кредиты, к владельцам нового крупного объединения.

Чтобы мясокомбинат не остановился, а договоры, ранее подписанные с фермерами, продолжали действовать, директор комбината попытался обязать руководство агропромышленного комплекса подписать новые соглашения на прежних условиях. Получил отказ.

Можно ли считать действия новых правообладателей законными? Ведь они обещали районному руководству снабжать комбинат продукцией. Иначе бы с ними не заключали арендных соглашений.

Ситуация, когда получатель оферты непременно обязан заключить договор в обязательном порядке

К стороне договора, обязанной его заключить в любом случае, направляется проект будущего соглашения, то есть оферта. В ответ инициатору заключения договора отсылается:

• либо извещение об акцепте;
  • либо подтверждение об отказе от акцепта;
  • либо извещение о согласии подписать договор, однако на иных условиях (предоставляется протокол разногласий).

После получения оферты извещение отсылается не позднее 30-дневного срока (ст. 445 ГК РФ).

Действия стороны, направившей оферту

Если сторона, направившая извещение об акцепте, предлагает другие условия, при соблюдении которых согласна подписать договор, в то же время инициатор заключения договора не согласен с ее позицией, тогда разногласия рассматриваются в суде. Сторона договора после получения извещение об акцепте с учетом иных условий (если они не подходят) передает протокол разногласий в суд не позднее 30 дней с момента или получения извещения, или же истечения срока, предусмотренного для акцепта.

Ситуация, когда инициатора подписания соглашения обязуют заключить этот договор

Инициатор подписания договора, обязанный заключить его в любом случае, направил другой стороне разработанный проект. Другая сторона отправляет протокол разногласий не позднее 30 дней с момента получения оферты. Тогда инициатор подписания договора не позднее 30-дневного периода после получения протокола обязан отослать извещение другой стороне по поводу:

• либо принятия ее условий;
  • либо отклонения условий, включенных в протокол разногласий.

Сторона, являющаяся первоначальным получателем оферты, вправе обратиться в суд, если другой субъект договора:

• отклонил протокол разногласий;
  • рассмотрел обозначенные в документе условия, но ответа не предоставил.

В обозначенных ситуациях предусмотрены стандартные 30-дневные сроки. При этом по закону могут быть выделены другие периоды для обращения в суд, а также для передачи ответа на предложение подписать договор с учетом старых или же новых условий.

Уклонение от подписания соглашения

Один из субъектов договора может демонстративно уклоняться от его подписания, хотя он обязан стать подписантом в соответствии с положениями закона. Тогда другая сторона может подать иск в суд с целью принудить данного субъекта к заключению соглашения. Однако такое принуждение возможно лишь при условии, когда заключить договор необходимо в обязательном порядке.

В изначально обозначенной ситуации имеют значение многие факторы, в том числе условия, на которых мясокомбинат заключал договоры с фермерами, и условия, которые требовалось соблюдать владельцам агропромышленного комплекса, чтобы власти позволили его организовать.

Условия нового договора, если получатель оферты (здесь владелец агропромышленного комплекса) отказывается исполнять первоначальные обещания, определит суд. Какая из сторон, предоставляющих свои доводы, окажется более убедительной, та и выиграет. Поэтому каждому субъекту договора следует подробно проконсультироваться с высококвалифицированным юристом по договорным отношениям, заручиться его поддержкой в суде.

Договор будет считаться заключенным с момента вступления в силу судебного решения (закон № 42-ФЗ от 08.03.2015 г.). Если же одна из сторон уклоняется от исполнения условий договора (соответственно и от выполнения судебного решения), ее обяжут компенсировать причиненные убытки.