Семейный юрист

Задавайте вопросы семейному юристу через формы онлайн консультации или по телефонам в Москве и Санкт-Петербурге, телефоны действительны и для соответствующих областей. Также на территории России действует Федеральный номер указанный в блоке контактов.

Семейный юрист - одно из направлений деятельности нашего центра.

Если Вам нужна помощь или консультация юриста данной специализации, задавайте свои вопросы через формы онлайн консультации расположенные на этой странице, или звоните нам по телефонам в Москве +7 (499) 703-47-12 (а также Московской области) и Санкт-Петербурге +7 (812) 309-05-37 (а также Ленинградской области). При условии, что Вы находитесь в другом регионе, воспользуйтесь формой заказа обратного звонка юриста. Мы работаем по всей России.

Семейный юрист с радостью ответит на Ваши вопросы

Первую консультацию Семейный юрист предоставит бесплатно! Подробней о бесплатной консультации юриста можно узнать на соответствующей странице

А если же Вы хотите узнать особенности и аспекты деятельности юриста указанной специализации, например такие как "Ограничительные сроки в Гражданском и Семейном кодексах РФ: приоритет в законодательном поле", ознакомьтесь с публикацией размещенной на этой странице, или с другими публикациями из раздела Развод

Семейный юрист

Для того, чтобы предъявить требования через суд, нужно учитывать срок исковой давности (ст. 195 ГК РФ). Поэтому не стоит затягивать процесс подачи искового требования, нужно своевременно обращаться к семейному юристу.

Исковая давность применима в тех ситуациях, на которые прямо указывает СК РФ. Для остальных нюансов в семейном праве срока давности не существует.

Положения о сроках давности, когда требуется разделить имущество

Бывшие супруги непременно желают разделить имущество. Законодатели установили срок в 3 года, когда можно предъявить претензии. А ВС РФ в своем постановлении № 15 от 05.11.1998 г. (ст. 19) обозначил:

• механизм исчисления этого срока;
  • его начало;
  • существенные условия, которые следует учитывать.

1. Началом исчисления срока исковой давности многие считают момент развода. Семейный юрист указывает клиентам, что это в принципе не верно. Когда клиент узнает о том, что его права были нарушены или нарушаются в настоящий момент, он может подать в суд. Именно с этого момента начинается исчисление трехлетнего срока.

2. Иногда приходится доказывать в суде, что клиент не мог знать об обозначенном нарушении своих прав. Зато оппонент продолжает утверждать обратное. Мол, истец прекрасно знал:

• что имущество продается, так как присутствовала устная договоренность;
  • что ответчик имеет дополнительные доходы, и основная часть алиментов выплачивалась негласно.

3. Трехлетний срок отведен на тот случай, когда оба разведенных супруга желают разделить общее имущество, предъявляют иск.

4. Кто-то один из супругов также имеет возможность предъявить иск, но только в годичный срок:

• о признании брачных отношений недействительными, так как другой супруг скрывал тот факт, что заражен ВИЧ-инфекцией или венерической болезнью;
  • для признания сделки, оформленной с целью распоряжения недвижимостью, недействительной, так как податель иска не давал согласия (нотариально удостоверенного, прошедшего гос. регистрацию) на оформление подобной сделки.

Учет сроков исковой давности в различных ситуациях

Взаимные отношения, когда бывшие супруги продолжают быть связаны между собой, могут находиться лишь под защитой сроков исковой давности. Опытный семейный юрист, помогая оформить исковые требования в суд, обращает внимание клиентов на следующие нормы законодательства.

1. По договоренности сторон изменению не подлежат:

• сроки исковой давности;
  • порядок начисления этих сроков, в том числе начало отсчета (ст. 198 ГУ РФ).

То есть бывшие супруги запросто могут в мировом соглашении подкорректировать сроки исковой давности, если составляют его самостоятельно. Но суд условия такого документа признает недействительными. Поэтому при составлении документов следует обращаться к грамотному правоведу.

2. Суд примет исковое заявление в любом случае, даже если давно истек срок исковой давности. Положение закона об учете срока исковой давности полагается применять лишь в случае, когда этого потребует одна из сторон конфликта. То есть, если ответчик не возражает, чтобы истец подавал "просроченный" иск, значит суд его рассматривает (ст. 199 ГК РФ).

Обычно грамотный семейный юрист, отстаивающий позицию ответчика, обязательно указывает суду на бессмысленность рассмотрения дела, если истек срок давности.

3. Статья 200 ГК РФ указывает: срок исковой давности начинает свое исчисление с момента, когда податель иска узнает о нарушении его прав.

4. В ст. 201 описывается механизм приостановления срока исковой давности.

5. Эти сроки могут иметь перерывы, на что указывается в ст. 203 ГК РФ.

6. Законодателями регламентируются ситуации, когда иск может быть оставлен без рассмотрения (ст. 204 ГК РФ).

7. Срок исковой давности может быть в определенных случаях восстановлен (ст. 205 ГК РФ).

Другие виды ограничительных сроков

1. К примеру, ребенок получает право на получение воспитания до 18-летнего возраста. Такие сроки реализации семейных прав называют пресекательными.

2. Чтобы заключить брак, прежде нужно подать заявление. С этого момента должен пройти месяц. Такой срок называют испытательным.

Хотя могут допускаться исключения:

• призыв на военную службу;
  • беременность.

3. Падчерица обязана будет выплачивать алименты своей мачехе (могут отмечаться другие варианты подобных ситуаций), если суд признает такое право. Обязательное условие: мачеха содержала падчерицу и воспитывала ее сроком свыше 5 лет. Этот период называется минимальным сроком выполнения действий.

4. В разные возрастные периоды у людей появляются определенные права. К примеру, это могут быть такие сроки:

• пенсионный возраст;
  • совершеннолетие и пр.

5. Некоторые юридические факты признаются лишь в случае, если они отметились в определенное время. К примеру, бывшего мужа могут посчитать отцом ребенка, если он родился не позднее 300 дней после расторжения брака.

В каких случаях семейные взаимоотношения регулируются нормами ГК РФ?

Семейный юрист указывает на приоритет норм СК перед нормами ГК, так как нормы гражданского законодательства, применимые в данной сфере гражданских отношений, имеют обобщенный характер. Поэтому высококвалифицированный юрист-практик указывает на возможность применения норм ГК РФ лишь в 2-х случаях.

1. В Семейном кодексе не разработана система регулирования этого конкретного вопроса, зато подобная норма имеется в ГК.

2. Семейный юрист, указывающий в суде на конкретную норму СК, подтверждает возможность ее применения согласно той или иной норме ГК. К примеру, при несоблюдении правильной формы, когда составляется соглашение касательно уплаты алиментов, суд берет во внимание ст. 100 СК РФ (абз. 2 п. 1). Но сама эта норма СК опирается на положение статьи 165 ГК РФ (п. 1).

Можно привести иные примеры, касающиеся семейных отношений, когда нормы ГК РФ учитываются судом:

• положения об опеке и попечительстве (статьи 40, 39, 31-37);
  • положения о наступлении полной дееспособности несовершеннолетнего гражданина (статьи 21, 26, 27);
  • закон об ответственности супругов общего характера (ст. 256);
  • положение о праве отчуждения жилья, если в нем проживает опекаемое лицо (п. 4 ст. 292).

Нормы ГК и СК имеют тесную взаимосвязь. Если в Гражданском кодексе вопросы рассматриваются обобщенно, в Семейном кодексе они конкретизируются. К примеру:

• положения об опеке и попечительстве (аналог в СК – статья 145);
  • ответственность родителей за вред, что причинили их недееспособные дети (аналог в СК – п. 3 ст. 45);
  • нормы закона об изменении (расторжении) брачного контракта (аналог в СК – п. 2 ст. 43).

И все же Семейный кодекс считается более приоритетным, так как ГК, в котором регулируется тот или иной вопрос, не должен нарушать установленные правила семейных отношений или ущемлять законные права каждого члена семьи. Так что привлеченный семейный юрист учитывает и такие нюансы законодательства, о существовании которых люди, не обладающие глубокими юридическими знаниями и опытом при решении правовых вопросов в законодательном поле, даже не подозревают.