Особенности оплаты работы по совместительству

Оплата труда по совместительству, нюансы трудового законодательства.

Работа по внутреннему совместительству, на сколько ставок можно работать по совместительству.

Ограничение возможностей для работы по совместительству.

Работа по совместительству: какой труд оплачивается, а какой нет

Особенности оплаты работы по совместительству

Директор фирмы предложил старательному сотруднику поработать по совместительству два месяца, так как один из работников после аварии находится в больнице. Затем другой сотрудник взял отпуск, так как у него возникли серьезные семейные обстоятельства. Вскорости третий сотрудник отправился в запланированный отпуск (билеты в зарубежный тур были куплены заранее), так что и его задания пришлось выполнять этому специалисту, и без того перегруженному.

Работодатель пообещал в ближайшие дни подобрать временных исполнителей, но обещания не выполнил. Более того, он потребовал от оставшегося работника разрабатывать задания, отводимые четырем сотрудникам (включая его самого), в полном объеме, добросовестно и в срок.

Когда же пришло время оплачивать совместительство, сотруднику выдали деньги только за полставки. Выходит, что все остальные работы он выполнял бесплатно. В бухгалтерии объяснили ему, что другой способ оплаты невозможен, так как не считается законным. Работодатель якобы и рад бы доплатить своему старательному работнику, но сделать этого по закону никак не может.

Работник спрашивает: это обдуманная политика компании или исключительная ситуация, и ему попросту не повезло? Можно ли добиться выплаты всех заработанных денег, и как это сделать?

Нюансы трудового законодательства

Каким-то законным способом оформить эту дополнительную подработку не удастся. Новая работа при выполнении прямых обязанностей, да еще и при дополнительно оформленной другой подработке никоим образом не может быть зарегистрирована. Чтобы убедиться в этом, юрист по трудовым спорам советует внимательно почитать статью 284 ТК РФ и другие законодательные акты, касающиеся российского трудового законодательства.

Человек не может работать по совместительству свыше 4-х часов за смену (в день). Любой сотрудник может найти свободное время, когда у него нет работы, и ему не нужно исполнять обязанностей, обозначенных в договоре.

К примеру, он исполняет обязанности слесаря-ремонтника. Если всё оборудование, за исправностью которого он обязан следить, чётко работает, и плана по исполнению профилактических работ (ППР) этот мастер придерживается, значит у него остается много свободного времени.

Но этот человек обязан находиться на предприятии полный период смены. Значит он вправе добровольно взяться за исполнение вспомогательных обязанностей и получать за этот труд, то есть за работу по совместительству, дополнительную плату.

Сотрудник в офисе также может брать дополнительные задания, если он успешно справляется с основными проектами или же в определенные периоды ничем не занят. Тогда он может оформить совместительство и трудиться на другой работе даже полную рабочую смену (день).

Ограничение возможностей для работы по совместительству

При оформлении договора определяется учетный период – месяц, год, другая продолжительность. Но тут законодатели выделили условие: время, выделяемое для работы по совместительству, не может быть продолжительнее половины того периода, который определен для выполнения месячной работы (может быть обозначен другой учетный период).

То есть соответствующей категории работник в месяц, к примеру, должен трудиться 160 часов. Тогда период работы по совместительству не должен превышать 80 часов.

Как работодатели обманывают своих сотрудников

Многие начальники не только охотно соглашаются на предложения сотрудников касательно совместительства, но и сами предлагают им дополнительные заработки в разных ситуациях.

1. Работник, исполнявший определенные задания:
    • отправился в отпуск;
    • уволился, а постоянного нового исполнителя кадровик пока не нашел;
    • был направлен в командировку;
    • заболел.

Если сотрудник, назначенный для работы по совместительству, на какое-то время только "дырку заткнёт", тогда ему такая работа выгодна. Но встречаются ситуации, когда сотрудник, нерадивость которого покрывается начальством по какой-то причине, специально отправляется в отпуск, чтобы его запущенную работу выполнило другое лицо за полцены.

2. Руководитель подсчитал, что оплата еще одной ставки окажется менее выгодным способом решения проблемы для фирмы, чем поручение этой работы, не требующей особой затраты времени, одному из сотрудников. Налицо экономия минимум в два раза.
  3. Можно использовать, к примеру, вместо 5-ти сотрудников всего 4 специалиста. Поначалу исполнение дополнительных заданий оформляют как доработку, а после, если сотрудники будут справляться с поставленными задачами, неприметно добавляют подработку в перечень основных обязанностей и уже не доплачивают.

Если работник проявляет недовольство, его увольняют, а принятый новый сотрудник считает, что предложенный ему повышенный объем работы – это норма.

Особые ситуации

1. В Трудовом кодексе указывается, что нельзя ограничивать время, отведенное для совместительства (в обычных ситуациях это максимум 50 % от рабочего времени), если человек прекратил работать на основном месте по причине:
    • протестов в связи с невыплатой зарплаты (ст. 142 ТК РФ);
    • перевода на другую работу по состоянию здоровья;
    • временного прекращения договора без выплаты зарплаты с согласия работников (абз. 4 ст. 73 ТК РФ).

Более детальную консультацию предоставит юрист по трудовым спорам, так как некоторые моменты статьи 284 ТК РФ могут вызвать разногласия у заинтересованных сторон.

2. Людей на предприятии (в офисе) в определенные периоды катастрофически не хватает. Поэтому на одного работника директор иной раз стремился свались множество дополнительных задач. По сути, сотрудник отрабатывает не ставку и не полторы, а 2-3.

Но дополнительная оплата по закону допускается только за полставки. Таким образом, законодатель обманывает своего работника, явно не доплачивая ему за честный труд. Такому загруженному работнику подобная ситуация может показаться несправедливой и обидной еще и потому, что ему нередко приходится задерживаться в офисе или на предприятии после окончания смены (рабочего времени).

Советы юриста по трудовому праву

Не стоит отказываться от работы, за которую платят. Однако и работать "за спасибо" тоже не стоит. В стандартных случаях для работника подходят два варианта, воспользовавшись которыми, он сможет добиться повышения своих доходов.

1. Можно договориться с работодателем по поводу выплаты премии. Эта сумма должна быть равна обещанной плате за все совместительства.
  2. Допустим, работник замещает 2-х человек, однако работодатель вправе оплатить совместительство только за одного. В этой ситуации целесообразно добиваться включения некоторых работ в перечень основных обязанностей с последующим адекватным увеличением зарплаты.
  3. Если есть возможность оформить совместительство не на основном предприятии, а в другом месте (хотя бы в дочерней структуре), тогда у сотрудника проявится больше шансов не быть обманутым.

С этой целью можно оформить документ временного значения, что дополнит основное трудовое соглашение. Тогда исполнение другой подработки будет оплачиваться по договору.

Так что в создавшейся ситуации стоит более тщательно разъяснить все моменты юристу по трудовому праву, чтобы получить исчерпывающую консультацию с учетом конкретных обстоятельств.

• +7 (499) 703-47-12 Москва и МО 24/7
  • +7 (812) 309-05-37 Санкт-Петербург и ЛО 24/7

Также мы предоставляем телефонные консультации по Федеральному номеру

в нижеперечисленных городах России:

Волгоград - пн.-пт. с 10:00 до 19:00
Нижний Новгород - пн.-пт. с 9:00 до 21:00
Екатеринбург - пн.-пт. с 9:00 до 21:00
Новосибирск - пн.-пт. с 10:00 до 19:00

При осуществлении звонков на Федеральный номер обязательно указывайте добавочный, это поможет операторам эффективней обработать Ваше обращение.

Если среди указанных номеров Вы не нашли свой город, воспользуйтесь формой заказа обратного звонка, либо задайте вопрос нашим юристам онлайн.