Наследование по наследственной трансмиссии

Особенности наследственной трансмиссии.

Особенности завещания, оформленного трансмиттентом.

Когда нет возможности применить наследственную трансмиссию.

Статья 1156 ГК РФ.

Наследственная трансмиссия: смогут ли получить имущество прямые потомки покойного наследника

Наследование по наследственной трансмиссии

Пожилой человек имеет двоих детей, а также внуков. Завещание он составил своевременно, распределив между детьми нажитое имущество, в том числе дачу, землю, городскую квартиру.

Наследодатель скончался в марте, а уже в августе (незадолго до истечения отведенного законом срока для принятия наследства) в катастрофе на трассе погиб один из его сыновей.

Основной вопрос: сохраняется ли право у внуков по линии погибшего наследника на получение имущества деда? Ведь их отец умер, так и не успев стать наследником.

Статья 1156 ГК РФ

В случае, если наследник умирает, его права переходят к другому правопреемнику по его линии. Действовать начинает право наследственной трансмиссии, то есть происходит замещение прямого наследника.

Действительно, наследник может умереть (трагически погибнуть), так и не вступив в наследственные права. В качестве нового правообладателя в этой ситуации выступает трансмиссар, а умершего основного (первоначального) наследника называют трансмиттентом.

Особенности наследственной трансмиссии

1. Смерть трансмиттента наступила уже после кончины первого наследодателя. То есть наследник успел обрести право на получение наследства, но не успел им воспользоваться.
  2. Документы трансмиттент оформить не успел, тоже умер. То есть в установленный законодателями срок он не предпринял действий, направленных на оформление наследства юридически и фактически.
  3. Трансмиссар получает ту долю наследства, которую получил бы трансмиттент, если бы успел стать новым правообладателем части имущества покойного.
  4. Если обозначенный трансмиссар также преждевременно скончается, имущество первоначального правообладателя не перейдет по праву трансмиссии последующим наследникам.

Особенности завещания, оформленного трансмиттентом

1. Трансмиссары по завещанию вправе претендовать на имущество основного наследодателя лишь в случае, когда им полагается собственность покойного в полном объеме.

Если же трансмиттент переписал на них в случае своей смерти только определенную часть имущественной массы, трансмиссаров по завещанию к наследованию не призывают. Тогда законными правопреемниками становятся трансмиссары по закону.

2. После смерти трансмиттента дается 3 месяца, чтобы трансмиссар имел возможность заявить о своих наследственных правах. Если же этот срок входит в общий период, определяемый для принятия наследства, тогда может быть отведено больше времени, чем 3 месяца.

Когда же смерть трансмиттента наступает в период окончания 6-месячного срока, новому наследнику предоставляется возможность принять наследственную массы позднее.

Более подробно разобраться со сроками принятия наследства в случае кончины ближайшего родственника поможет адвокат по наследственным спорам. Ведь разногласия могут возникнуть не только из-за права обладать каким-то имуществом, но также по причине пропуска сроков, отведенных каждой стороне для принятия своей доли.

Когда нет возможности применить наследственную трансмиссию?

1. Есть в российском законодательстве положение о необходимом наследовании (ст. 1149 ГК РФ). То есть трансмиттент, имеющий право получить определенную долю, наследодателем:
    • в своих правах ограничен;
    • лишен наследства.

Но закон не позволяет исключить его из числа лиц, которые в любом случае получат часть наследственной массы.

2. Может быть применено положение о подназначенном наследнике. То есть наследодатель в завещании уже обозначил следующее: если указанный наследник скончается, его место займет другое конкретное лицо.

В любом случае, когда человек составляет завещание или же намеревается получить причитающуюся долю, ему следует обратиться за консультацией к опытному юристу по наследственным делам. Тогда появится уверенность, что его интересы не будут проигнорированы, а права ущемлены.