Долги передаваемые по наследству

Какие долги передаются по наследству.

Кто платит долги передаваемые по наследству.

Споры по поводу сроков исковой давности.

Кредитор напомнил наследникам про долги наследодателя

Долги передаваемые по наследству

Гражданин получил свою долю наследства. Прошло полтора года, и теперь сосед, который якобы когда-то одалживал деньги покойному, требует у наследников вернуть ему эти средства. До этого момента он пребывал в командировке за рубежом и не знал, что его заемщик умер. Имеется расписка.

Поступили требования и от других кредиторов. Если бы наследополучателю было известно, что наследодатель при жизни брал в долг у многих людей, он бы изначально отказался от своей доли.

Вопрос наследника: сколько еще времени будут являться разные лица и заявлять о долгах покойного? Ведь они грозятся подавать иски в суды! Насколько законны их требования?

Споры по поводу сроков исковой давности

В 2015 г. Верховный Суд РФ в своем бюллетене № 11 более детально конкретизировал методы исчисления сроков для некоторых случаев, вызывавших споры при подаче иска.

Речь касается момента, когда истец узнает или же неминуемо должен узнать о том:

• что его законные права кем-то нарушаются;
  • что надлежащим ответчиком, указанным в исковом требовании, является конкретное лицо.

Выводы ВС РФ

1. Законодатели постановили, что признается исковой давностью период, установленный для защиты прав истца, если таковые нарушены (ст. 195 ГК РФ). То есть, если суд признает, что истец пропустил срок (ответчик указал на этот фактор), тогда требования по иску удовлетворены не будут. Разве что сам ответчик не пожелает указать суду на истечение обозначенного срока.
  2. Общий срок давности, установленный для подачи иска по гражданским делам, не превышает 3-х лет (ст. 196 ГК РФ).
  3. Обычно истечение этого срока начинается с момента, когда истец узнаёт о нарушении его прав конкретным субъектом (п. 1 ст. 200 ГК РФ). Однако судом непременно учитывается тот фактор, что истец обязан был знать о нарушении его прав, но по каким-то причинам заявление в суд не подавал. Если ответчик докажет, что истец знал о нарушении его прав или обязан был узнать еще 3 года назад, тогда иск рассматриваться не будет.

Требования, касающиеся долгов наследодателя

Следует учитывать солидарную ответственность. Ее принцип: наследники погашают долговые обязательства покойного наследодателя сообща (ст. 1175 ГК РФ). Важно понимать, что при этом каждый из наследников расплачивается по долгам в тех объемах (в тех долях), что составляют принятое наследство.

То есть, если цена принятого имущества составляет 20 % от общей стоимости наследственной массы, значит он обязан будет взять на себя ответственность по выплате 20 % долговых обязательств покойного лица.

Для исков по отдельным требованиям устанавливаются особые сроки давности. Необходимо более подробно разъяснить ситуацию юристу по наследству, чтобы профессионал точно указал крайний период, после истечения которого не стоит опасаться, что придется погашать долги покойного.

Кстати, истечение срока, допустимого для подачи иска, предъявляемого кредиторами, не может:

• прерываться;
  • приостанавливаться;
  • восстанавливаться.

Кредитор не мог не знать, что он передал определенное имущество заемщику на конкретный срок. Если кредитор затягивал с предъявлением требований после того момента, когда крайний срок погашения долговых обязательств истек, значит он это делал умышленно.

В постановлении Пленума ВС РФ № 9 от 29.05.2012 г. (ст. 59) разъясняется следующий момент: для кредиторов наследодателя никаких изменений (играет роль принцип преемственности, так что не имеет значения, кому он давал в долг – наследодателю или наследникам) в течении сроков исковой давности законом не определено. Они обязаны предъявлять требования в том же порядке, в каком должны были предъявлять их еще до момента открытия наследства.

То есть, если кредитор не подал иск с требованием взыскания долгов еще при жизни наследодателя, и при этом срок исковой давности уже истек, значит наследники также не обязаны отвечать по долгам.

Также Верховный Суд еще раз указал на следующее важное обстоятельство: оба условия (указание на нарушение прав и конкретизация лица, нарушившего права истца) должны присутствовать одновременно. Нельзя подавать иск, из которого следует, что права нарушены, при этом не указывая, кем именно они нарушены. Ответчиком не может выступать абстрактный субъект, так как кто-то конкретный должен отвечать по долгам.

Юрист по наследству предоставит более детальную консультацию и истцу, и ответчику, если ему будут известны все подробности конкретного дела. Нужно указать сроки заключения договоров, предмет каждого договора, дополнения к этим документам и прочие моменты.