Что делать если работодатель выплатил только часть зарплаты

Как поступать работнику если работодатель задерживает полную выплату зарплаты, выплачивает ее частями.

Возможные действия работника при частичном погашении задолженности по выплатам зарплаты

Что делать если работодатель выплатил только часть зарплаты

Работодатель выплатил часть зарплаты, отдавать же остальные деньги только обещает. Должен ли работник и дальше продолжать исполнение обязанностей? Ведь система выплат по такой схеме противоречит и трудовому договору, и закону!

Основание для увольнения

Лицу, предоставляющему работу, позволительно расторгнуть договор в случае, когда нанятый сотрудник прогуливает. Прогулом считается отсутствие человека, нанятого для выполнения рабочего задания, определенный период в обозначенном для этого месте.

В данной ситуации работник не собирается исполнять обязанности в течение всей смены, а для увольнения по ст. 81 ТК РФ (пп. "а" п. 6) достаточно, чтобы он отсутствовал свыше 4-х часов. Если же будет указана и подтверждена уважительная причина отсутствия, тогда другое дело.

Так что юрист по трудовому праву не советует работнику просто так взять и не явиться на своё рабочее место или же отсутствовать на нём свыше 4-х часов, даже если его переполняет протестное настроение.

Кстати, здесь законодатели определили именно этот период времени, а не половину 8-часовой рабочей смены. Так что работник может практически безнаказанно покинуть своё место, на котором должен находиться, к примеру, 12 часов, только после отработки свыше 8 часов.

Кроме того, отсутствие на рабочем месте должно отмечаться 4 часа подряд, а в течение рабочего дня сотрудник вправе периодически отлучаться, если возникает такая необходимость. За это закон не позволяет увольнять, однако работодатель может найти другую причину для увольнения, воспользовавшись п. 5 ст. 81 ТК РФ.

Всем конфликтующим сторонам следует понимать, что при увольнении работодатель обязан полностью рассчитаться с бывшим работником, как это обозначено в ст. 140 ТК РФ. В противном случае будет считаться, что те дни, в течение которых окончательный расчёт был задержан, работник (если он не возобновил трудовую деятельность в другом месте) продолжал выполнять свои обязанности в данной организации. Значит работодатель обязан оплатить все эти дни.

Протест работника

Допустим, по причинам, известным только дирекции или бухгалтерии, выплата заработанных денег задерживается. Тогда работнику предоставляется законное право на протестные действия. Однако при этом он обязан соблюдать разработанный законодателями порядок действий, что обозначен в ст. 142 ТК РФ (абз. 2).

1. Зарплата задерживается в течение периода, превысившего 15 дней (рабочих).
  2. Работник пишет заявление, в котором уведомляет своего нанимателя, что он приостанавливает свою деятельность до момента выплаты задолженности в полном объёме.
  3. Если работодатель присылает извещение (письменный документ), в котором заявляет, что без промедления готов погасить возникшую задолженность, тогда работник, если он не является на своё рабочее место в период проявления протеста, обязан выйти на работу на следующий же день.
  4. Полный расчёт по долгам должен быть произведён в день выхода сотрудника на работу. На эту обязанность работодателя указывается в ст. 142 ТК РФ (абз. 5).
  5. За тот период, пока сотрудник протестовал (отказывался работать), работодатель обязан выплачивать ему средний заработок (абз. 4 той же статьи ТК).

Частичное погашение долга – хитрость работодателя

Смысл статьи 142 ТК РФ заключается в следующем: работодатель обязан рассчитаться по старым долгам полностью. Но нередко руководство предприятия вводит работников в заблуждение, выплачивая только часть денег и заверяя, что окончательно рассчитается в ближайшее время.

Тогда обнадёженные обещаниями сотрудники прекращают свой протест и включаются в рабочий процесс. Фирма продолжает активно функционировать, и дирекция снова "забывает" про недавние обещания.

Иногда на счету предприятия попросту не хватает средств для выплаты зарплаты, так как деньги, предназначенные для этой статьи расхода, были перенаправлены на другие цели. Но ведь работник не давал согласия на задержку зарплаты. Более того, он точно знает, что никакой дополнительной выгоды в будущем не получит. Так что ему нет смысла "входить в положение" работодателя или акционеров.

1. Законодатели установили, что частичная выплата зарплаты не является основанием, обязывающим сотрудника включиться в работу.
  2. Выплата задержанной зарплаты в неполном объёме позволяет работнику и дальше законно "прогуливать".
  3. В таких случаях дополнительно извещать работодателя о приостановлении своей деятельности ненужно. Здесь правление фирмы само виновато в том, что рабочий процесс даёт сбой. Следовало не хитрить, а платить!
  4. У работодателя нет оснований для законного увольнения сотрудника, отказавшегося работать, если предприятие ему задолжало.

Советы юриста

Даже если сотрудник не дорожит этим рабочим местом, ему не обязательно увольняться по собственному желанию. Следует более подробно проконсультироваться с опытным правоведом, хорошо разбирающимся в нюансах трудового права, чтобы выяснить, обязан ли работодатель по условиям трудового договора оплачивать простой.

В этот период сотрудник может зарабатывать деньги в другом месте:

• неофициально;
  • по контракту;
  • по совместительству.

Однако тогда следует уточнить у юриста по трудовым конфликтам свои права. В любом случае, если работодатель не выплачивает зарплату, он нарушает закон. Может быть придётся отвечать не только по ст. 5. 27 КоАП РФ, но и по ст. 145.1 УК РФ.

Всё же юрист не советует увольняться с последующим временным неофициальным трудоустройством. Тогда прежнее рабочее место будет как бы официально сохранено до момента окончательного (до последнего рубля) погашения задолженности по зарплате. Значит работодатель будет обязан начислять зарплату такому работнику до момента фиксации расчёта. Но такие манипуляции не всегда законны.

Не следует поддаваться на угрозы директора, что он уволит "прогульщика", которому он же должен, по нехорошей статье. Рассмотрение таких дел нередко переносится в суд. Однако работодателю такой ход событий невыгоден по многим причинам.