Что делать если пропущен срок принятия наследства

Что делать если пропущен срок вступления в наследство по закону.

Уважительные причины пропуска срока принятия наследства.

Как оформить просроченное наследство.

Есть ли шансы у наследника, пропустившего обусловленные сроки, добиться получения своей доли имущества

Что делать если пропущен срок принятия наследства

Один из трех сыновей покойного наследодателя проживает за границей. Так как он является ребенком от другого брака, известие о смерти отца остальные дети дружно утаили от него. А то, что отец не отвечал на его звонки из-за границы, они объяснили нежеланием общаться с неблагодарным ребенком.

Человек узнал о смерти отца лишь спустя год, когда приехал в родной город. Завещание составлено не было, значит для всех детей сохраняются равные права по закону. Теперь сын, лишенный наследства, требует свою долю.

Вопрос: имеет ли он право требовать треть имущества покойного отца, если он своевременно не заявил о намерении вступить в наследство?

Мнение юриста по наследству

Сроки, предусмотренные для вступления в наследные права, оговорены в ст. 1154 ГК РФ. Законом предусмотрены также правила принятия наследства после исчисления крайних сроков с момента смерти наследодателя.

При официальном отказе от наследства ближайшего по очереди претендента, следующему наследнику по закону также предоставляется полгода, чтобы он успел оформить документы. Но если остаточный срок окажется менее 3-х месяцев, он будет продлен до 3-х месяцев (п. 2 ст. 1156 ГК РФ).

1. Установлено ограничение в 6 мес. Этот период считается достаточным, чтобы наследник:
    • собрал документы;
    • вступил в права и стал обладателем имущества.
  2. Если наследник по закону не желает становиться правообладателем имущества покойного родственника, значит ценная собственность достанется следующим по очередности родственникам.
  3. Наследник может:
    • не предпринимать действий, чтобы реализовать свои права;
    • не заявлять об отказе от наследства.

В этом случае другой ближайший родственник получает право на вступление в наследство только в течение 3-х мес.

Что делать, если сроки упущены?

Нужно неотлагательно и подробно проконсультироваться с опытным правоведом. Этот юрист по наследству поможет добиться получения прав на наследство даже после истечения указанного срока.

Наследник может даже не знать о существовании наследодателя или не общаться с ним очень долгий период. Обычно такой наследополучатель узнает о предназначенном для него имуществе из завещания. Иногда проходит длительный период, пока ищут наследника.

1. Добиться восстановления прав можно только через суд.
  2. Имеет значение причина пропуска сроков. Обычно уважительными причинами могут считаться:
    • неполучение известия о смерти родственника;
    • длительное отсутствие;
    • введение наследника другими заинтересованными лицами в заблуждение;
    • серьезное заболевание;
    • другие обстоятельства, важность которых признается судом.
  3. Наследник, пропустивший сроки, должен подать иск, чтобы судья узаконил его претензии. Как раз причина пропуска срока и имеет определяющее значение. Так что следует убедительно обосновать невозможность вступления в наследные права в положенный срок.
  4. Лучший выход – это привлечение опытного представителя, которым может выступить высококвалифицированный юрист по наследным делам. Хотя наследник может лично явиться в суд, сопровождаемый юристом.

Какой выход для наследников лучше: ожидать решения судьи или договориться между собой?

Такие процессы обычно длятся долго, простыми их назвать нельзя. Другие наследники или уже вступили в свои права, или собираются это сделать. В случае победы на процессе нового претендента придется перераспределять имущество или отдавать ему собственность наследодателя целиком.

Также понадобится:

• аннулировать выданные свидетельства;
  • изменить регистрационные записи;
  • отдать часть дохода (это решает судья), пользоваться которым другие наследники не имели права.

Каждая сторона заинтересована в получении имущества и обычно не желает уступать. Хотя иногда стоит провести переговоры с целью заключения мирового соглашения (п. 2 ст. 1155 ГК РФ). Консультирующий юрист по наследству поможет сторонам решить все вопросы в внесудебном порядке, если они выразят согласие. Также он разъяснит перспективы дела, если оно будет рассматриваться в суде.